Восполняю пробелы в образовании. Читаю “Идиота”.
В молодости Достоевский мне не нравился. Без конкретной причины, а так, вообще. Я думала, что я для него слишком молода. Вот состарюсь, думала, тогда пойму, в чём тут цимес.
Состариться-то я состарилась, но с Достоевским лучше не стало. Во всяком случае “Идиот” любви во мне не вызвал. Впрочем, некоторые сдвиги всё же есть, сейчас я могу объяснить, что именно мне не нравится. #Прогресс.
Сначала “Идиот”, кстати, даже увлекательный. Первые страниц 150, наверное, я махнула на одном дыхании. Поезд, Петербург, князь Мышкин, роковая женщина Настасья Филипповна – я было даже подумала, что доросла до Достоевского.
А потом стало скучно. Чем дальше я читала про героев, про характеры, про конфликты между ними, тем больше разочаровывалась.
То ли Достоевский специально таких персонажей выбрал, то ли в его реальном окружении других и не было, но тут же в какого героя книги ни ткни – он на всю голову больной. В самом прямом, медицинском смысле. Только подумаешь, что перед тобой характер, ан нет, перед тобой диагноз. И все поступки сразу этим диагнозом объясняются, герои становятся предсказуемыми, а конфликты скучными. И как-то даже читать неловко, как будто на твоих глазах кто-то на самом деле за больными людьми подсматривает, да ещё и глумится втихаря.
Но.
Достоевский мой словарь новым словом обогатил, и за это ему спасибо. Цените, самое начало романа. Князь Лев Николаевич Мышкин едет на поезде из Швейцарии в Петербург, где случатся с ним все 700 страниц дальнейших приключений. А на ногах у него – штиблеты!
Ясное дело, я и раньше слово штиблеты знала, и “привет от старых штиблет” слышала. Но до сих пор жила в уверенности, что штиблеты – это просто народное наименование ботинок. Ха!
Википедия говорит, что штиблеты – это кожаные или суконные гетры, а также обувь из сукна или полотна на пуговицах сбоку, плотно облегающая ногу.
Тут надо заметить, что я страсть как люблю английский сериал про Пуаро. В сериале Пуаро одет по моде 1930-х годов, и я сначала по описанию решила, что штиблеты – это штуки, какие Пуаро носил на ногах. Вот, цените, в двух ракурсах Эркюль и для комплекта ещё чувак тоже из первой половины 20-го века, и тоже в этих штуках.
Оказалось, на Мышкине было не это. Такие короткие чехольчики со штрипками – это гамаши. Вот нам википедия про гамаши говорит: вязаные или сшитые из плотного толстого материала чехлы со штрипками, закрывающие щиколотки. Удлинённый вариант называется штиблеты и доходит до колен.
Вооооот, в чём Мышкин был обут тогда в поезде! Цените, я картинок в интернете нашла. Вот, что такое штиблеты:
Похоже, штиблеты любили дизайнеры военного обмундирования, я много нашла примеров, где штиблеты – часть военной формы. Впрочем, если в штиблетах путешествует Мышкин, значит, они и в гражданской одежде нашли применение. К тому же, скорее всего, поскольку в то время заказать с себя художнику портрет было дело важное и почти официальное, мужчины для портретов нацепляли парадную военную форму, вот и кажется, что штиблеты чаще с военной формой носили. А это просто на портрет было принято мундир надевать, вот и всего делов.