… а также о своеобразном употреблении дефисов в 1950-х годах.
Но прежде всего – дорогие защитники! С праздником вас! День защитника Отечества – ура! ура! ура! (ой соседи наверняка опять всю ночь будут с реки салют пулять, их, поди, и -22° не остановит, праздник же ж)
А у нас рубрика “Слово недели”. Я читаю книгу Марка Моисеевича Эгарта “Бухта туманов”. Эгарт, кстати, родился 23 февраля, правда, по старому стилю. По новому 8 марта. Но если бы мы так и остались на том календаре, то сегодня Эгарту исполнилось бы 117 лет.
Скажу вам по секрету, я “Бухту туманов” ещё не дочитала, я пока на середине. Там ничо так, познавательно. Про моряков, про войну.
Книга опубликована в 1956 году. Читаешь, и как будто во времени путешествуешь. Отправимся же вместе, дорогие читатели, в 1950-е! Там было много интересного в плане орфографии.
Во-первых, они там 62 года назад всё ещё писали чЁрт через О. чОрт. #шьортпобьери. Первый раз я подумала – опечатка. Ан нет, смотрите, вот ещё чОрт…
… и ещё раз чОрт.
Что характерно, в безударном положении Эгарт не стесняется и пишет “е”. Вот тому доказательство ниже, чЕртяка!
И только мы подумали, что в чОрте, наверное, писали О по причине ударности, как бабац, и чЁрный! После шипящей, под ударением, всё точь-в-точь как в чОрте, ан нет – сопка в 1956 году уже была чЁрная.
А ещё у них там в середине 20го века были диаметрально противоположные нашим представления о том, какие слова пишутся через дефис, а какие – нет.
“То есть” они, не моргнув ухом, писали через дефис.
Зато в “по-прежнему” никто насчёт дефиса не парился, просто писали одним словом, да и всё. #АЧоТакова
Я лично слово “чёрт” крайне редко употребляю. Как ругательство оно уж больно театральное, а про собсно чертей как-то редко разговор заходит. Слово чОрт, с другой стороны, я люблю.
Что характерно, написание “о” под ударением после шипящих сохранилось немножко и до сих пор. Например, слово “шоры”, в смысле “зашоренный”, или “чопорный”. Шёры и чёпорный совсем странно смотрелось бы, правда? А вот чёрт вместо чорта – норм. Как будто так всю жизнь и было.
Я погуглила немножко это дело, и (да поправят меня специалисты), похоже, как раз тогда в 1956 году, когда вышла эта повесть, и когда скончался Эгарт, и был утверждён новый свод правил правописания, и как раз в том же году чОрт стал чЁртом. чЁрным. хихих.
Я ж говорю, читаешь старую книгу, и как в машине времени едешь, сидишь себе и глазеешь из окна, как о в ё в словах превращается. Уух, дух захватывает!
Любопытный факт. Слово “чОрт” уже было словом недели почти ровно два года назад! Я его тогда у Чехова вычитала. Сходите, зацените двухлетней давности пост про чОрта, там в конце смешно про женский ум рассуждают.